Маршруты выходного дня

Маршрут №1

02.07.2020

Буклет Петропавловский костел

Конспект экскурсии в  Петропавловский  костёл в деревне Новый Свержень, Минской области  Столбцовского  района

 

Цель:

-знакомство детей с архитектурными памятниками родного края, с историческими фактами появления  местного костёла, с правилами поведения в храме;

- воспитание любви и уважения к историческому прошлому и настоящему нашей  малой  родины, чувства благоговения к святыням.

 

Предварительная работа: рассказать детям о Боге, правилах поведения в храме, рассмотреть иллюстрации католических икон, изображения католических святынь, рассматривание иллюстраций и открыток с изображением зданий разной архитектуры, рисование, конструирование, аппликация, лепка на религиозную тематику, заучивание стихов  про бога, церковь.

 

Работа с детьми перед экскурсией в храм:

*разучивание стихотворения:

 

Мы ходили редко в храм            

А теперь мы часто там

Почему? Да потому,                      

Что узнала точно мама –            

Нет спасения без храма.

Сейчас мы пойдём в храм Божий. Не забывайте, что там мы должны вести себя очень достойно, как  в гостях. Разговаривать в храме не положено, нужно внимательно слушать молитву и самому  молиться за здоровье своих родных и близких.

*загадывание библейских загадок для детей в стихах (смотреть приложение)

 

 

 Ход экскурсии:

 

- Костёл - это особый дом, посвященный Богу. В нём пребывает благодать - Дух Святой, который подается нам через совершающих богослужение священнослужителей. Иисус Христос даровал нам в своей Святой Церкви все силы и средства к очищению, обновлению и украшению нашего внутреннего храма (души).  Главным человеком в храме является ксёндз. Он проводит в костёле богослужение, которое  называется имша.

- Для чего они нужны костёлы?

- Как вы думаете, чем отличается здание костёла от здания церкви ?

 Наш костёл носит имя святых Петра и Павла, находится на берегу реки Неман в деревне Новый Свержень. Основателем Петропавловского костела  является Радзивилл Сиротка. Это произошло в 1588 году. Сиротка приказал возвести фундамент строения.  Он был выходцем из знатного рода Радзивиллов.

Храм построен в виде прямоугольника. Спереди хорошо видна трёхъярусная башня – звонница, которая завершена шатром с острым шпилем. От низа поднимается лестница из дерева, ведущая на верхние помещения. Изначально в храме располагались шесть икон апостолов и скульптурное изображение Христа, серебряная посуда для литургии. За свою историю он несколько раз перестраивался, например, в 1818 году сильный ветер сорвал крышу храма, а после ремонта святыня немного изменила облик.

В костеле долгое время хранились старинные ценные предметы, такие как иконы святых апостолов, скульптуры, набор литургической посуды из серебра.

 Но в 1945 году советские власти разобрали интерьеры храма, а здание передали под хозяйственные  нужды. До наших дней из ценных предметов ничего не сохранилось. Святыня была возвращена католикам и отреставрирована в 1990-е годы. Современный интерьер отличается простотой и скромностью. Деревянный  алтарь и заалтарный образ украшены резьбой.

При входе в католический храм принято окунать руку в чашу со святой водой. Затем следует преклонить колено и перекреститься. Католики делают это открытой ладонью слева направо — в знак приближения к святыне. Мужчины в храме должны снимать головной убор, женщинам не обязательно надевать платок. Прихожане молятся как перед иконами, так и перед статуями святых. Женщины чаще приходят к статуе Девы Марии.

Дети по воскресеньям ходят на службу с родителями и после нее остаются на занятия в воскресной школе. С ними занимаются сестры-монахини. 

В самом храме нет привычного иконостаса. Вместо него — невысокая алтарная ступень. Выделяется центральная часть — алтарная. В этом месте происходит богослужение и горит неугасимая лампада — символ присутствия в храме Иисуса Христа в пресвятых дарах: тело и кровь Христа — хлеб и вино. Службы в католической церкви длятся около часа. В храме стоят ряды молитвенных скамеек, а внизу — низеньких скамеечек (на них преклоняют колени во время богослужения). На скамьях лежит сборник с песнопениями. Икон в храме немного. На одной из них изображен Господь милосердный.- «Кто будет с упованием на эту икону смотреть, получит много даров божиих»

Ещё в нашем костёле есть такой музыкальный инструмент, как орган. Он звучит во время  богослужения (имши). Сравнительно недавно на средства прихожан были приобретены электронные часы, которые расположены в верхней части  костёла. Часы бьют каждый час с 8-ми утра до  21 часа вечера, а четыре раза в сутки ещё и звучит музыка. Жители и нынешний настоятель восстановили комплекс, вернув в древнюю постройку гармонию. Сегодня костёл считается памятником архитектуры

*Рассказ  дополняет настоятель костёла - ксёндз

 

Остров небесный на грешной земле –

Вот что такое храм!

Чтобы совсем не погибнуть во зле,

Богом дарован он нам!

                                 (Е.Санин).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

* Предложить детям  нарисовать храм Божий или  ангелов.

 

*Поиграйте с ребёнком в пальчиковую  игру «Храм»

Тук-тук молотком тут и там                           Дети иммитируют  

Дети строят новый храм                                 стук молотка.

                                                                                            

Молоточком по гвоздикам застучали           Повернулись вправо -          

И гвоздики в доски быстро забивали            влево

         

Строят крышу и крыльцо –                             Руки вверх - вниз

Получилось хорошо.

 

Вот идет маляр с ведром                                Плавные движения

Он покрасит новый дом.                                 руками вправо-влево    

Будем мы туда ходить,                                    Маршируем

О здоровье  Боженьку                                     Складываем ладони вместе                     просить!                                                                                           

 

 

*Почитайте ребёнку стихи

 

Молитва

Рано утром, как проснусь, Сразу Богу улыбнусь. Улыбнётся Бог в ответ — Темноту рассеет свет.

Я умоюсь, причешусь, На колени опущусь, Руки к небу подниму И скажу: «Благодарю!

За рассвет, за новый день, Что в саду цветёт сирень. Что живу, пою, люблю Папу, маму, всю семью.

Что с Тобой могу дружить, Нашей дружбой дорожить. Ты меня от зла храни И люби меня. Люби!»

                                 Галина Зверева

Перед сном

Спать пора. Угомонись! Вместе с мамой помолись. В тишине побудь с Христом, И уснёшь спокойным сном.

Моя молитва

О, Господь! Властитель мой! Я прошу, пребудь со мной. Всё на свете можешь Ты. Дай любви и доброты.

                                     Валерий Шумилин

 

 

 

 

 

 

 

 

*Библейские загадки для детей в стихах (Тихонова Марина)

 

 

Кто придумать этот мир Так чудесно смог? Жизнь кто людям подарил, Ну, конечно, …. (Бог) Горы, травы и цветы, И лесов краса – Это все подарок нам От Господа -… (Отца)

Он в хлеву рожден был Девой, Ангел об этом возвестил, Что в яслях, в пещере серой Лежит Младенец – Божий …. (Сын) Бог людей всех возлюбил Великою любовью. Иисус грехи все искупил Своей Святою …. (кровью) Бог жить нас праведно учил, Законы соблюдая, Их может каждый изучить, Библию… (читая) В этой Книге на вопрос Ты найдешь ответ. Интереснее её В целом мире … (нет) Если кто тебя обидел, Бог учил нас не кричать, Не держать в сердце обиды, А от всей души … (прощать) Если жить долго хотите, Благословенья получать, То тогда должны вы, дети, Папу с мамой … (уважать) Как Господь людей всех любит, Так и мы должны любить. Помните об этом, люди, И давайте в мире … (жить)

 

 

*Поиграйте с ребёнком в игру «Слово — движение»

(дети повторяют движения за родителями)

 

Мы руки к небу превозносим.

И милости у Бога просим.

Чтоб он помог тебе и мне

И всем живущим на Земле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*Предложите детям раскрасить «Ноев   ковчег», объясните, что  это такое

 

 

 

свернуть

Маршрут №2

02.07.2020

Буклет Успенская церковь

Экскурсия в храм (деревня Новый Свержень)

Цель:

Продолжать знакомить детей с православным храмом, православными праздниками.

Учить размышлять над нравственной сутью, пробуждать добрые чувства и отражать их в своей работе, расширить словарный запас детей названиями: Храм, купол, колокольня – звонница,

воспитывать благоговейное отношение к храму.

Содержание беседы:

Воспитатель:- Ребята, мы с вами пойдем на экскурсию к Храму.

Подойдя к Храму, воспитатель спрашивает детей.

Воспитатель:- Что же такое Храм Божий? Почему его так называют? (Ответы детей)

 Воспитатель:- Храм – это особое здание, оно не похоже ни на одно из современных строений (предлагается рассмотреть внешний вид Храма).

Воспитатель:- Как вы думаете, почему Храм особое сооружение? (ответы детей).

Воспитатель: - Храм – это место, куда люди приходят молиться. Для верующего человека храм – это место особого присутствия Бога.  Храм иногда называют церковью. Эти слова похожи по значению, но все же отличаются. Слова Храм и собор означают здание, строение. А когда говорят Церковь, то подразумевают не только строение, но и всех верующих людей.

Воспитатель:- Давайте с вами посмотрим на  внешний вид Храма. Как вы думаете, какой он формы? (ответы детей).

Воспитатель:- Форма Храма может быть разная. Храмы строят в форме креста, круга или звезды. Если бы можно было взглянуть на наш  храм с вертолета, то мы бы увидели форму его  строения. Форма Храма бывает разная, но чаще всего она имеет форму креста.

Воспитатель:- Форма Храма – это символ (знак). Форма  Храма – крест. Крест – это главный символ или знак христиан. Для христиан крест свят. На кресте был распят Иисус Христос - спаситель, взявший на себя грехи всего мира и омывший их своей кровью.  В знак любви  к Христу все христиане носят крест на груди и украшают крестами храмы.

Раньше храмы строились на возвышенных местах, по берегам рек, среди красивой природы. Постепенно вокруг храмов возникли поселения, села,  города.

Воспитатель:- Давайте снова  ещё раз внимательно посмотрим на внешний вид   Храма. Какая необычная крыша у храма, здание венчают купола. Что напоминает эта форма? Форма купола похожа на пламя свечи, оно также устремлено вверх, к небу.

А что еще напоминает форма купола? Форма купола напоминает шлем древнего богатыря. Помните былину про Илью Муромца? Богатыри всегда защищали нашу русскую землю. 

Воспитатель:- Давайте посчитаем, купола нашего Храма. У нашего Храма три купола. Число куполов имеет значение.  Три купола –  память о Святой Троице.

Воспитатель:- У Храма есть башня – колокольня, на ней располагаются колокола.  Колокольню иначе называют звонницей (дети подходят к колокольне)

Воспитатель:- А почему колокольня такая высокая, как вы думаете? (Чтобы колокольный звон был слышен на всю окрестность).

Воспитатель:- Ребята, а что такое окрестность? (это место вокруг Храма). Окрестность это местность расположенная вокруг креста.

 (Осматриваем окрестность). Красивое место вокруг? (Да). Раньше храмы строились на возвышенных местах, по берегам рек, среди красивой природы. Постепенно вокруг храмов возникли поселения, села,  города.

Воспитатель:- А для чего звонят в колокола?

Для того чтобы созывать верующих  к богослужению. Бывало, что колокольным звоном созывался народ на собрание, или, ударяя в главный колокол, били в набат при пожарах и бедствиях.

На праздник Пасхи есть традиция – любой желающий может позвонить в колокола.

Воспитатель:- А теперь, проверим, кто из вас был самым внимательным

Слушайте загадки:

  • Висит цветок, внутри его лепесток, кто к нему прикасается – музыка получается. (Колокол).
  • На горе стоит свеча, в ней молитва горяча. (Храм).
  • Что выше колокольни? (Крест).

Воспитатель:- Наша экскурсия подошла к концу.

- Что вам больше всего понравилось?

- Что такое Храм?

-Какую форму имеет строение Храма?

- Для чего звонят колокола?

- А когда  мы с вами придем в группу, то нарисуем наш Храм, который вы запомнили во время экскурсии.

Выставка детских рисунков.

 

свернуть

Маршрут №3

02.07.2020

Буклет Млын

Конспект  экскурсии в усадьбу «Мельница» в деревне Новый Свержень, Минской области, Столбцовского района

 

Цель: расширение знаний о культурных ценностях родного края; развитие умения мыслить, анализировать, делать выводы, развитие познавательной активности; воспитание стремления сохранять и оберегать окружающий мир, видеть его красоту.

Предварительная работа: Беседа с детьми о значении и свойствах воды, рассматривание иллюстраций, наблюдения на прогулках, чтение и заучивание стихов, загадок, проведение отдельных опытов с водой.

 

Ход экскурсии:

 

Сегодня мы отправимся в одно удивительное место, а куда, вы узнаете, отгадав загадку:

 

Крыльями машет, Да не птица крылата. Не сеет, не пашет, А хлебом богата.                               (Мельница)

 

Жизнь Нового Сверженя началась примерно 600 лет назад, когда князь Витовт подарил местечко жене Ульяне. Ей, должно быть, понравилось. С годами дело пошло в гору: здесь построили замчище, церковь, костел, синагогу, большой завод, корабельную верфь и много чего еще, включая крупную водяную мельницу с каменным основанием.

   История этой постройки со временем забылась, документов ни у кого не сохранилось, а о жизни  мельницы известно только местным, которые еще помнят, как крутилась турбина. Говорят, сгорела «еще при Польше».

-Как вы думаете, почему мельница называется водяной?

-Скажите пожалуйста, а кому нужна вода? (Ответы детей) 

Правильно, вода нужна всем: и растениям, и животным, и птицам, и человеку. 

Для чего вода нужна человеку? (Умываться, стирать, готовить, поливать растения, купаться в речке, мыть полы, пить и т. д.)

 Человек издревле использовал способность воды приводить в движение другие предметы. На небольших речках и ручьях люди строили водяные мельницы. Для чего  нужны мельницы?

На мельницах перемалывают зерно в муку. Водяная мельница работает не круглый год, а с весны до поздней осени. Вода поступает на водяное колесо по желобу или водяному лотку.  Вода двигает лопасти водяного колеса, и оно вращается.  Движение колеса, при помощи механизма из колес и шестеренок, передается на каменные жернова.  Жернова – это большие круглые камни. В отверстие верхнего жернова насыпается зерно. Движением жерновов оно перемалывается в муку и высыпается по желобу в поддон или сразу в мешок. А затем из муки пекут хлеб.

 

Из чего печётся хлеб, Что едим мы на обед? Хлеб печётся из муки, Что дают нам колоски. Рожь, пшеница в век из века Щедро кормят человека. Плюшки с маком, кекс сметанный, Чёрный с тмином, пеклеванный, Калачи, батоны, халы… Хлеб для маленьких и старых, Для Танюшек и Наташ. Добрый хлеб — кормилец наш!

                                                   Лаврова Т.

 

Современный человек также использует силу воды. Люди строят гидроэлектростанции. Вода крутит огромные турбины, которые и превращают силу воды в электричество. Электроэнергия по линиям электропередач приходит в наши дома и благодаря ей у нас есть свет и работают электроприборы.

 

*Предложить детям поиграть в игру

 

Игра  «Речка» (имитация движений по тексту)

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре-

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе - раз, это брасс.

Одной, другой - это кроль.

Все, как один, плывём как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

 

 

От оригинальной мельницы сохранился только цокольный этаж. Но на сегодняшний день мельница достроена, восстановлена и отреставрирована, и в ней располагается небольшая агроусадьба - весьма интересный объект, удачно дополняющий туристическую инфраструктуру деревни Новый Свержень. Здесь можно хорошо отдохнуть всей семьёй, сходить в баню, отведать вкусных шашлыков и подышать свежим воздухом.

   В получившемся объекте угадать старую мельницу может только человек знающий. Но старинная каменная кладка, на которой красуется табличка «Гісторыка-культурная каштоўнасць», была отреставрирована и сохранена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

*Рекомендуем провести с ребёнком экспериментальную деятельность "Водяная мельница"

 

-Может ли вода заставить работать другие предметы?

 Затем показать  водяную мельницу.

Что это? Как заставить мельницу работать? Дети надевают фартуки и закатывают рукава; по очереди льют воду на лопасти мельницы, направляя струю воды на центр лопасти. Что видим? Почему мельница движется? Что ее приводит в движение? Вода приводит в движение мельницу. Значит, вода какая? Дети играют с мельницей. Отмечается, что, если маленькой струйкой лить воду, мельница работает медленно, а если лить большой струей, то мельница работает быстрее.

 

*Можно предложить ребёнку нарисовать мельницу или сделать аппликацию.

 

*Прочитайте ребёнку сказку «Старая мельница и ее друзья»

 

 

Стояла на реке водяная Мельница, старая-престарая. Никто не приходил к ней в гости, чтобы зерно в муку cмолоть. Маялась без работы Мельница. Ведь молоть зерно – ее главное предназначение. А теперь что старушке делать? На реку смотреть да песни птичек слушать? Так, так! Видно больше ей ничего не остается. Ведь хозяина, мельника, у нее уже давно нет. Да кому она такая нужна, старая-престарая. Сейчас зерно на современных хороших новых мельницах мелят. – У-хк, У-хк, У-хк! – грустно поскрипывала своим колесом Мельница. – Мне б найти хорошего хозяина. Он бы смазал мое колесо, и тогда б я еще смогла крутить его и молоть зерно. Однажды Мельнице повезло. Шли как-то мимо нее старушка Курица и старичок Петушок. Такие же, как и Мельница, никому не нужные и всеми позабытые. Злая хозяйка их, старичков, прогнала со двора. Потому жить Курице и Петуху стало негде. Вот и пошли они бродить по белу свету, надеясь отыскать для себя добрую хозяйку. "Хотя мы и старые, но приносить кому-то пользу еще смогли бы", – думали Петух с Курицей. – Поживите у меня, – предложила Мельница. – Я такая же старая, как и вы. А вместе нам веселее будет. – Я готов у тебя, Мельница, пожить, – сказал Петух. – И еще смогу стать твоим мельником, молоть вместе с тобой зерно в муку. А моя Курица зернышки по обочинам полевых дорог будет собирать. Вон их сколько ветер разносит по земле. Смелем зернышки в муку, из муки пшеничные блины испечем. Я давно таких не пробовал. Остались Петух с Курицей у Мельницы жить. Начали они трудиться. Курица зернышки собирает, Петушок их в муку на Мельнице мелет. И вот уже целая горка муки в амбаре собралась. Испекли Петух с Курицей из муки блины нежные, мяконькие, ароматные. Запах от блинчиков по всей округе идет! Почуял вкусный запах лесной Кот, тот, что жил в дупле старого дуба на краю леса. Побежал он в ту сторону, откуда дул ветер, и добрался до реки. А там водяная Мельница на воде стоит. Колесо ее на воде вертится, весело поскрипывает. За столом Курица с Петухом сидят и вкусные пшеничные блинчики уплетают. Как же захотелось Коту пахучего блинчика попробовать! Прямо слюнки так и побежали! Подкрался он к Курице с Петухом сзади и стащил исподтишка с тарелки один румяный блин. Но не смог Кот удрать незамеченным. – Ах ты, воришка! – возмутился Петух, ухватив за хвост хитрого Кота. – И не стыдно тебе чужое воровать? – Неправда, не чужое, – мяукнул обиженный Кот. – В лесу все общее: и ягоды, и грибы, да и рыба в реке ничейная. – Но блины-то мы сами испекли. Курица собрала по обочинам дорог рассыпавшиеся по ветру зернышки пшеницы, я их на Мельнице в муку смолол. И только потом мы из муки блинчики испекли. Ты ж, ничего не делая, воруешь у нас то, что сделали мы! – А что мне делать? Я не умею собирать зернышки, не умею их молоть в муку, не умею печь блины, – жаловался Кот. – Что же ты, лесной Кот, умеешь? – Лазить по деревьям. – Ну, тогда расскажи всем птицам леса о нас. Они, конечно же, захотят угостить птенчиков такими ароматными блинчиками и прилетят к нам в гости. Мы будем очень рады им! А еще ты сможешь охранять амбар с мукой от ночных нашествий ненасытных полевых мышей, – предложил Петух. – Это я смогу! – обрадовался Кот. Он так же, как и Петух, как и Курица, как и Мельница, соскучился по настоящей работе и с удовольствием принялся помогать своим новым друзьям. Вскоре к водяной Мельнице со всех сторон леса стали прилетать птицы. Они несли в своих клювах пшеничные, овсяные, гречишные зернышки. А взамен получали от Курицы и Петуха по кусочку вкусной лепешки и пожелания доброго здоровья малышам-птенчикам. – Какое прекрасное лакомство для наших деток! Большое вам спасибо! – благодарили птицы новых добрых друзей, улетая обратно в лес. А в это время пушистый зеленоглазый Кот, ни от кого не таясь, сидел за столом у Мельницы и с удовольствием уплетал свеженький пшеничный блинчик. Ведь он не украл его, а заработал!

                                                                                  Татьяна Домаренок

 

*Совместный просмотр мультфильмов «Бедный работник с мельницы», «Чудо-мельница» и другие.

 

свернуть