Конспект экскурсии в Петропавловский костёл в деревне Новый Свержень, Минской области Столбцовского района
Цель:
-знакомство детей с архитектурными памятниками родного края, с историческими фактами появления местного костёла, с правилами поведения в храме;
- воспитание любви и уважения к историческому прошлому и настоящему нашей малой родины, чувства благоговения к святыням.
Предварительная работа: рассказать детям о Боге, правилах поведения в храме, рассмотреть иллюстрации католических икон, изображения католических святынь, рассматривание иллюстраций и открыток с изображением зданий разной архитектуры, рисование, конструирование, аппликация, лепка на религиозную тематику, заучивание стихов про бога, церковь.
Работа с детьми перед экскурсией в храм:
*разучивание стихотворения:
Мы ходили редко в храм
А теперь мы часто там
Почему? Да потому,
Что узнала точно мама –
Нет спасения без храма.
Сейчас мы пойдём в храм Божий. Не забывайте, что там мы должны вести себя очень достойно, как в гостях. Разговаривать в храме не положено, нужно внимательно слушать молитву и самому молиться за здоровье своих родных и близких.
*загадывание библейских загадок для детей в стихах (смотреть приложение)
Ход экскурсии:
- Костёл - это особый дом, посвященный Богу. В нём пребывает благодать - Дух Святой, который подается нам через совершающих богослужение священнослужителей. Иисус Христос даровал нам в своей Святой Церкви все силы и средства к очищению, обновлению и украшению нашего внутреннего храма (души). Главным человеком в храме является ксёндз. Он проводит в костёле богослужение, которое называется имша.
- Для чего они нужны костёлы?
- Как вы думаете, чем отличается здание костёла от здания церкви ?
Наш костёл носит имя святых Петра и Павла, находится на берегу реки Неман в деревне Новый Свержень. Основателем Петропавловского костела является Радзивилл Сиротка. Это произошло в 1588 году. Сиротка приказал возвести фундамент строения. Он был выходцем из знатного рода Радзивиллов.
Храм построен в виде прямоугольника. Спереди хорошо видна трёхъярусная башня – звонница, которая завершена шатром с острым шпилем. От низа поднимается лестница из дерева, ведущая на верхние помещения. Изначально в храме располагались шесть икон апостолов и скульптурное изображение Христа, серебряная посуда для литургии. За свою историю он несколько раз перестраивался, например, в 1818 году сильный ветер сорвал крышу храма, а после ремонта святыня немного изменила облик.
В костеле долгое время хранились старинные ценные предметы, такие как иконы святых апостолов, скульптуры, набор литургической посуды из серебра.
Но в 1945 году советские власти разобрали интерьеры храма, а здание передали под хозяйственные нужды. До наших дней из ценных предметов ничего не сохранилось. Святыня была возвращена католикам и отреставрирована в 1990-е годы. Современный интерьер отличается простотой и скромностью. Деревянный алтарь и заалтарный образ украшены резьбой.
При входе в католический храм принято окунать руку в чашу со святой водой. Затем следует преклонить колено и перекреститься. Католики делают это открытой ладонью слева направо — в знак приближения к святыне. Мужчины в храме должны снимать головной убор, женщинам не обязательно надевать платок. Прихожане молятся как перед иконами, так и перед статуями святых. Женщины чаще приходят к статуе Девы Марии.
Дети по воскресеньям ходят на службу с родителями и после нее остаются на занятия в воскресной школе. С ними занимаются сестры-монахини.
В самом храме нет привычного иконостаса. Вместо него — невысокая алтарная ступень. Выделяется центральная часть — алтарная. В этом месте происходит богослужение и горит неугасимая лампада — символ присутствия в храме Иисуса Христа в пресвятых дарах: тело и кровь Христа — хлеб и вино. Службы в католической церкви длятся около часа. В храме стоят ряды молитвенных скамеек, а внизу — низеньких скамеечек (на них преклоняют колени во время богослужения). На скамьях лежит сборник с песнопениями. Икон в храме немного. На одной из них изображен Господь милосердный.- «Кто будет с упованием на эту икону смотреть, получит много даров божиих»
Ещё в нашем костёле есть такой музыкальный инструмент, как орган. Он звучит во время богослужения (имши). Сравнительно недавно на средства прихожан были приобретены электронные часы, которые расположены в верхней части костёла. Часы бьют каждый час с 8-ми утра до 21 часа вечера, а четыре раза в сутки ещё и звучит музыка. Жители и нынешний настоятель восстановили комплекс, вернув в древнюю постройку гармонию. Сегодня костёл считается памятником архитектуры
*Рассказ дополняет настоятель костёла - ксёндз
Остров небесный на грешной земле –
Вот что такое храм!
Чтобы совсем не погибнуть во зле,
Богом дарован он нам!
(Е.Санин).
ПРИЛОЖЕНИЕ
* Предложить детям нарисовать храм Божий или ангелов.
*Поиграйте с ребёнком в пальчиковую игру «Храм»
Тук-тук молотком тут и там Дети иммитируют
Дети строят новый храм стук молотка.
Молоточком по гвоздикам застучали Повернулись вправо -
И гвоздики в доски быстро забивали влево
Строят крышу и крыльцо – Руки вверх - вниз
Получилось хорошо.
Вот идет маляр с ведром Плавные движения
Он покрасит новый дом. руками вправо-влево
Будем мы туда ходить, Маршируем
О здоровье Боженьку Складываем ладони вместе просить!
*Почитайте ребёнку стихи
Молитва
Рано утром, как проснусь, Сразу Богу улыбнусь. Улыбнётся Бог в ответ — Темноту рассеет свет.
Я умоюсь, причешусь, На колени опущусь, Руки к небу подниму И скажу: «Благодарю!
За рассвет, за новый день, Что в саду цветёт сирень. Что живу, пою, люблю Папу, маму, всю семью.
Что с Тобой могу дружить, Нашей дружбой дорожить. Ты меня от зла храни И люби меня. Люби!»
Галина Зверева
Перед сном
Спать пора. Угомонись! Вместе с мамой помолись. В тишине побудь с Христом, И уснёшь спокойным сном.
Моя молитва
О, Господь! Властитель мой! Я прошу, пребудь со мной. Всё на свете можешь Ты. Дай любви и доброты.
Валерий Шумилин
*Библейские загадки для детей в стихах (Тихонова Марина) |
Кто придумать этот мир Так чудесно смог? Жизнь кто людям подарил, Ну, конечно, …. (Бог) Горы, травы и цветы, И лесов краса – Это все подарок нам От Господа -… (Отца) Он в хлеву рожден был Девой, Ангел об этом возвестил, Что в яслях, в пещере серой Лежит Младенец – Божий …. (Сын) Бог людей всех возлюбил Великою любовью. Иисус грехи все искупил Своей Святою …. (кровью) Бог жить нас праведно учил, Законы соблюдая, Их может каждый изучить, Библию… (читая) В этой Книге на вопрос Ты найдешь ответ. Интереснее её В целом мире … (нет) Если кто тебя обидел, Бог учил нас не кричать, Не держать в сердце обиды, А от всей души … (прощать) Если жить долго хотите, Благословенья получать, То тогда должны вы, дети, Папу с мамой … (уважать) Как Господь людей всех любит, Так и мы должны любить. Помните об этом, люди, И давайте в мире … (жить)
*Поиграйте с ребёнком в игру «Слово — движение» (дети повторяют движения за родителями)
Мы руки к небу превозносим. И милости у Бога просим. Чтоб он помог тебе и мне И всем живущим на Земле.
*Предложите детям раскрасить «Ноев ковчег», объясните, что это такое |